Новости
22 09 2013

О роли часов в нашей жизни

Ассоциация участников часового рынка подготовила любопытное эссе о том, какую роль играют часы в жизни человека на протяжении веков.

С самого момента своего появления часы как товар имели сложный набор ролей. Изначально они создавались как научный прибор, способный измерять время. В средние века башенные часы были инструментом социализации. Наручные часы стали едва ли не первым механизмом (сложным, редким и дорогим), символизирующим статус владельца. Интерьерные часы веками выступают в качестве украшения. Эти роли часов менялись на протяжении столетий, позволив выжить им как товару и в наши дни. Развитие часов как товара проходило в несколько этапов.

1. Этап разнообразия (примерно до 1920-х гг.).

Производители искали способы разнообразить характеристики часов за счет внедрения новых конструкций. Именно тогда были изобретены практически все используемые сегодня технические решения и усложнения.

Выбирая часы, покупатель руководствовался ведущими факторами: характеристики + новизна решений. Но поскольку технические характеристики бытовых часов были весьма посредственными, производители часто переносили акцент на дизайн. Именно в те годы было создано большинство моделей, которые сегодня воспринимаются нами как произведения искусства.

2. Технологический этап (примерно после 1920-х гг.).

Открытие в 1901 г. швейцарским часовщиком Гийомом сплавов, чьи характеристики не зависели от температуры, позволило обеспечить часам недостижимую ранее точность. В 1922 г., через год после вручения Гийому Нобелевской премии, американская компания Ingersoll наладила выпуск часов стоимостью всего $1, что сделало карманные часы доступными не только избранным, но и всем остальным слоям населения.

Новые материалы и изобретения сделали бессмысленным использование множества устаревших конструкций (сложных вариантов спуска, турбийона и т. д.). Началась гонка технологий: нормой стали автоподзавод, водонепроницаемость, противоударность, а сложные индикаторы в эксклюзивных моделях уступили место обычным календарям в массовых часах. Часы стали более утилитарными, приоритет был отдан приборным функциям — на протяжении с 1920 г. по 1970 г. мы видим гораздо меньше интересных решений во внешнем оформлении часов, чем за предыдущие 50 лет.

3. Кварцевый этап (1970-е гг.).

К 60-м гг. традиционные технологии в часовом деле достигли предела: улучшать или совершенствовать что-либо далее было практически невозможно. Любое незначительное повышение точностных характеристик приводило к непропорциональному росту затрат и цены. Для дальнейшего развития был необходим прорыв. Революцию совершила японская фирма Seiko, выпустив в 1969 г. первые в мире кварцевые часы. Повышенная точность, надежность и автономность от окружающей среды (по сравнению с механикой) превратили кварцевые часы в пристальный объект внимания покупателей.

Однако новая технология чуть не стала началом конца часов как товара. Японцам удалось очень быстро снизить себестоимость производства, и если первые кварцевые часы стоили как хороший автомобиль, то через несколько лет самые простые из них стали дешевле механических. Уже к 80-м гг. кварц практически полностью вытеснил традиционную механику. В Швейцарии целая отрасль оказалась на грани исчезновения: из 50 000 работников свои места сохранила лишь десятая часть. Часы обрастали новыми возможностями, одновременно становясь все более узкофункциональным товаром. И все более приближались к судьбе, которая постигла другие, некогда элитарные, товары вроде ручек и зажигалок, превратившихся сегодня в чисто утилитарный предмет, массовый и дешевый.

4. Casio G-Shock vs Swatch (1980-е гг.).

К началу 80-х гг. своего предела достигли и кварцевые часы. Дальнейшее повышение основных характеристик не имело смысла: точность ±20 секунд в месяц уже была избыточной для абсолютного большинство покупателей, а появлению новых функций мешали батарейки, занимающие в корпусе много места. Средний потребитель уже обладал более чем одной моделью часов и не имел стимулов делать новые покупки. Дальнейшая конкуренция грозила перейти чисто в ценовую область. Для изменения ситуации нужен был не просто новый товар, а новый рынок, новый повод покупать. В этот переломный момент каждая из двух ведущих часовых держав — Швейцария и Япония — пошли своим путем.

В 1983 г., состоялись две знаковые премьеры. Casio представила часы G-Shock — «неубиваемую» кварцевую модель, которая позволяла серьезно расширить границы использования часов, сохраняя при этом концепцию часов как прибора. А швейцарцы выпустили первые Swatch, которые первоначально были восприняты специалистами в штыки. Еще бы: новинка полностью открещивалась от предыдущей вековой истории отрасли, была пластмассовой и до безобразия дешевой. Одновременно с этим основатель SMH Николас Хайек предложил смотреть на механические часы не как на прибор, а как на предмет искусства. В рекламных обращениях появились рассказы о занесенных снегом шале, где долгими зимними вечерами мастера собирали сложные механизмы, о тепле человеческих рук, которое помнят детали, о вековых традиция ремесла.

Такими приемами швейцарские часовщики решали несколько задач. Во-первых, заставляли воспринимать часы как аксессуар, стильную «фишку», игрушку. Благодаря такому подходу и низкой цене у покупателя возникало гораздо больше поводов приобретать часы, формировать целый «часовой гардероб» вместо имевшихся ранее 1–2 моделей. С другой стороны, «механика» оказалась выведена из проигрышной для нее конкуренции с «кварцем», что позволило обосновать более высокие цены на товар и постепенно вернуть интерес к нему.

наверх
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: